«Положение мумина (верующего) удивительно (достойно зависти и восхищения), потому что каждая ситуация для него благо, и не дано такого никому, кроме него. Если постигло его событие радостное, то он делает шукр - благодарит Аллаха, и это благо для него. А если постигла его беда, то он терпит - и это тоже для него благо» (Муслим, 3ухд, 64).

Толкование хадиса

Изречение Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует!) о том, что верующий всегда находится в выгодном положении, что каждая ситуация ему во благо, и поэтому ему следует благодарить Всевышнего за то, что он сделал для нас. Каждый человек по своей природе ищет блага и надеется на лучшее, ему не присуще радоваться бедам и несчастьям. Вместе с тем наша жизнь состоит из череды испытаний, успешно преодолеть которые можно имея истинную веру. Иман дает возможность человеку придерживаться золотой середины, ведет не только к умеренности и стабильности в жизни, но и к настойчивости в совершении добра.

С одной стороны, не следует чрезмерно радоваться приходящим благам, с другой чрезмерно сокрушаться и отчаиваться в трудных ситуациях. Стоит человеку потерять умеренность и равновесие, как он начинает совершать ошибки и сам открывает ворота для новых бед.

Вера привязывает человека к божественным заповедям. Отклоняясь от них, человек подвергает себя опасности.

Люди по-разному реагируют на события в их жизни. Один умеет сдерживать свою радость и сохранять достоинство, другой, лишь прикоснувшись к удаче, пьянеет от счастья и выходит за рамки дозволенного. Один, столкнувшись с бедой, проявляет мужество стойкость, другой пасует даже перед маленькой трудностью, жалуется и плачет, будто постигло его большое несчастье. Для того, чтобы не впадать в крайности и правильно выходить из любой ситуации, мумин должен благодарить Аллаха в радости и проявлять терпение в горе. В хадисе говорится, что именно такое поведение отличает истинного мумина, человека с совершенной верой, от других людей.

Благодарность Богу, ограждает человека от избалованности и расточительства, продляет благоденствие и увеличивает достаток. Терпение служит причиной перемен к лучшему, в результате навстречу беде не приходит другая беда, а допущенная ошибка не влечет за собой новую. Такое благо доступно только верующему, рассматривающему каждое событие в своей жизни через призму веры.

Быть верующим не означает избегать трудностей и испытаний. В Коране сказано:

«Неужели полагают люди, что их оставят, раз они скажут: "Мы уверовали", и они не будут испытаны?» (Сура «аль-Анкя6ут», 29/2).

Он подвергается испытаниям так же, как и все остальные люди, но из моря трудностей и невзгод его спасет корабль терпенья.

Только став истинным верующим, то есть человеком с полной и совершенной верой, человек способен превратить «невыносимое существование» в счастливую жизнь.

Верующие должны поддерживать друг друга в достижении степени «выносливости, стойкости». Проявление чувства удивления и восхищения состоянием верующего служит не столько для оценки его высокой духовной степени, а сколько для побуждения к достижению постоянства этого состояния.

Уроки, полученные из хадиса

Иман (вера) не освобождает человека от жизненных трудностей и испытаний, а помогает выработать к ним правильное отношение.

Терпением возможно обратить беду во благо.

Благодарность Аллаху может служить причиной умножения достатка, а с помощью терпения, возможно, изменить ситуацию к лучшему.

Благодарность Аллаху и терпение могут сделать человека счастливым, обратив всю его жизнь во благо.