Чудесное вознесение Пророка

(да благословит его Аллах и приветствует!)

 

В одном из самых драматических хадисов Пророк Мухамммад (да благословит его Аллах и приветствует!) говорит следующее: "Ко мне привели Бурака. Это было животное больше чем осел, но меньше чем мул, которое поставило свои копыта прямо по направлению к горизонту. Я оседлал его и приехал в Иерусалим. Вошел в мечеть, и увидел всех Пророков (мир им!). Поприветствовал их, затем коллективно провел предвечернюю (аср) молитву, после молитвы вместе с Джабраилем (Архангел) вознесся на первое небо, небеса раздвинулись. Голос спросил: "Кто ты?" и он ответил: "Это я, Джабраиль". Голос задал новый вопрос: "А кто с тобой?" и Джабраиль ответил: "Мухаммад". Затем последовал еще один вопрос: "Это время его богооткровение? Пришел этот час?" На что Джабраиль ответил утвердительно. Врата открылись для нас, и я был поражен тем, что оказался рядом с Адамом. Далее в хадисе продолжается рассказ о том, как благословенный Пророк и Джабраиль поднимались все выше и выше. На вторых небесах они встретили Иисуса и Иоанна Крестителя. На третьих небесах прекрасного Юсуфа, с которым никто не мог сравниться в красоте. Пророк Идрис приветствовал их на четвертом небе. На пятом небе был Харун; на шестом Муса; и на седьмом Ибрахим. Все они, как братья, приветствовали Мухаммада и молились за него.

"Затем мы достигли кульминации своего путешествия. У края мира запредельного меня подвели к дереву (сидратуль-мунтаха), чьи листья напоминали уши слона, а плоды поначалу казались очень маленькими. Но по воле Всевышнего плоды изменились настолько, что никто в мире не смог бы описать их красоту. Затем Всевышний "открыл то, что он открыл мне"; и Он возложил на меня пятьдесят молитв, которые нужно произносить ежедневно и еженощно".

Вышеизложенное упоминание относится к сборнику хадисов Имама Муслима и является частью мусульманской Священной Книги, в то же время она несет в себе значение богооткровения. При этом совершенно очевидно, что Вознесение - это вершина Пророческого достижения. Мухаммад - "Печать пророков" (Хатам аль-набийин) и Последний Пророк (аль-Акиб), то мусульмане верят, что это кульминационный момент священной истории.

Если изначально посланник Всевышнего - это Сахиб аль-мирадж, то есть Владыка вознесения, то тогда мы должны рассматривать эти хадисы как отображения самой возвышенной красоты и истины. Вознесение - это состояние религии в момент её высочайшего подъема, означающее, что все описания, переданные с особой тщательностью, несут в себе глубокую мысль о значении ислама.

Удивительно, что вознесение Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!) происходит таким образом, что объединяет Мекку и Иерусалим. Мекка - это город Исмаила, а Иерусалим - Исаака. Между тем пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) из Мекки, достигнув вершины своего богослужения, сумел их объединить. Очевидно, что его миссия - примирить две великие ветви семьи Ибрахима. Пришедшая из Мекки новая религия появилась для того, чтобы свято чтить все то, что было почитаемо в прежние времена. И, конечно, объектом почитания должны были стать люди.

Воистину, Коран - изложение непреклонной пророческой истины. Несмотря на бесчисленное повторение рассказа о вознесении Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) встречается с великими личностями священной истории Иерусалима.

Так начинает одно из самых своих знаменитых стихотворений Мавлана Руми (1207-1273 г.)

 

На скакуне любви Избранник Божий поднялся с ним под самый свод небес,

 

Посланники Создателя на землю в приветствии своем предстали здесь.

 

И тот, на чьем лице играло благородство, благословил их всех.

 

Сам Джабраиль, держа поводья, взлетел с Муxaммaдoм,

 

И оба, точно две звезды, затмив сияние светил на небе,

 

сквозь темноту непроторенной пустоты помчались ввысь ...

 

И Джабраиль, спустившийся с небес, промолвил, обратившись к Myxаммаду:

 

"Иди, и глаз твой будет мне свидетель, когда мои глаза устанут и ослабнут".

 

И так как взгляд Последнего Пророка отличен был решимостью своей,

он получил сие название - "свидетель".

 

Все служители Аллаха оказались под пристальным взором Пророка. Ему было дано знать, чьи души были возвышенными, а чьи низменными. Поэтому так важно его заступничество.

Пророк - это "олицетворение света любви; зеркало любви и привязанности" (айине-йи хуббу ведат). Так как красота принадлежит Всевышнему, то Пророк является идеальным символом качеств Бога в переходном мире, его должны любить, и он отдает свою любовь. Он благословляет всех предыдущих пророков, а затем в непревзойденной по своей красоте сцене, взятой из Священного Корана (сура "Звезды" - прим. ред.) приходит к месту Двух Поклонов. Даже архангел не может достигнуть такого уровня близости к Источнику Любви и Красоты (Бог - это аль-Рахман, прежде всего Он - Всемилостивый, а затем - Всемогущий).

На этом поразительном месте, - говорится в Коране - Его глаз не колебнулся, нет; и не отклонился. Он увидел знаки своего Всевышнего, очень величественного. Но из-за совершенства, как Лучшее из Созданий, момент, который введет в заблуждение любое другое существо, не служит поводом того, что его глаз "отклонится". Имам аль-Кусейри учит, что это сигнализирует о хифз адаб аль-хадра, "поддерживая учтивость священного Присутствия". В главный момент истории высокочтимый Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) не боится и не подводит. Удивительное восхождение его к Богу лежит за пределами нашего воображения; но по свидетельству Священного Корана его поведение было безупречным.

Сура "Звезды", в которой согласно многим толкованиям говорится о том, как впервые Коран был спущен на землю и был принят благородным сердцем Мухаммада в пещере Хира, а также о восхождении Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!) к тому месту, откуда она была послана, тоже ссылается на это. Небо и земля столь различны между собой, что построение моста кажется невозможным. Может ли бесконечное быть познано ограниченным? Способен ли муравей понять цель ткача, по сотканному ковру которого он ползет?

Вознесение дает нам поразительное доказательство того, что этот разрыв возможно преодолеть. Подъем человеческой души освобождает от привязанности и позволяет совершеннее воспринимать Истину. Подобное движение формирует естественное желание всех созданий к своему Создателю, соловья - к саду роз, реки - к морю. В то же время оно является нисходящим движением от единства к многообразию. Пророческое совершенство показало, что для Мухаммада такого разрыва не существовало. И поскольку он само совершенство, то никто из созданий не может достигнуть его высоты.

Поэма Руми напоминает нам об изумительных обстоятельствах нузула, нисходящего движения. Вполне возможно, что величайший урок Вознесения в том, что Пророк не остается у края мира запредельного. Он возвращается в мироздание; но не потому, что предпочитает создание Творцу - реально ли это после такого путешествия? Красота и милосердие, обнаруженные им в Боге, побуждают его натуру, полную сочувствия, распространять их среди людей. Он возвращается в мир, но не ищет его; он не мирской, не любящий жизненные блага. Оставаясь обычным человеком, он сияет среди людей как пример блаженства, к которому все тянутся. И потому; как говорится в Коране, он - ''милосердие к мирам", "яркий свет".

Он возвращается не богатым, а излучая свет. Поэтому во многих хадисах, в которых говорится о присутствии Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!), люди меняются. Находясь с ним в одном месте, они молча смотрят на него, и происходит чудесное преображение их лиц, в которых уже не осталось и следа от былой "беспечной жизни". Для большего доказательства в нашем ограниченном мире существует неограниченное, и тогда появляется тот, кто совершает путешествие в Неизведанное, чтобы принести радостное известие о том, что источник создания есть не что иное, как чистый свет, любовь и доброта. Это тот самый любящий "свидетель", который заступится за грешников, когда время придет к своему концу.

Хадис, с которого мы начинали свой рассказ, имеет заключение. Священный подарок, полученный Пророком во время Вознесения - намаз, регулярная мусульманская молитва. В хадисе повествуется о том, как Всевышний через Пророка повелел всем мусульманам пятьдесят раз в день совершать молитву. На обратном пути в мир Пророк встретил Мусу, который сказал, что люди не в состоянии нести такую ношу. Несколько раз он покорно возвращался к Всевышнему, пока количество молитв не уменьшилось до пяти.

Мусульманская молитва - это "вознесение верующего" (мираджуль-мумин). Она содержит в себе благоухающие воспоминания того места, где она была дана. С тех пор во время своих молитв мусульмане повторяют приветствия, которые предложили ангелы единственному Избраннику на Вознесение:

Чудо мираджа произошедшего в один промежуток ночи, осуществилось наяву перемещением, как души, так и тела нашего Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!). Это подтверждается тем, что когда Посланник Аллаха сообщил утром о мирадже, то многобожники сразу же попытались опровергнуть его. Если бы это был сон, то есть, если бы мирадж был только душой (рух), то он не стал бы объектом чьих - либо возражений. Ибо во сне каждый может путешествовать и видеть странные вещи, в которые разум человека в бодром состоянии не поверит. Мирадж Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует!) произошел наяву вместе с его телом, что вызвало возражения и отрицания многобожников из-за того, что их разум не мог понять этого.

С другой стороны, если бы мирадж был сном, то он не назывался бы чудом (муджиза) Сура "Исра" в священном Коране с начала до конца повествует о мирадже и сопутствующих ему событиях.

"Мир тебе, о Пророк, и милосердие и благосклонность Всевышнего!" Этими словами каждому мусульманину напоминают тот самый восхитительный день в жизни основателя и приглашают следовать за ним на пути к Творцу, который есть источник всего мира, красоты и любви.