Основатели четырех мазхабов

  • Абу Ханифа (ханафи)
  • Малик ибн Анас (малики)
  • Абу ´Абд Аллах Мухаммад
  • ибн Идрис аш-Шафи´и (шафии)
  • Ахмад ибн Ханбал (ханбали)

Что такое мазхаб?

С точки зрения грамматики арабского языка, слово «мазхаб» представляет собой имя места и времени, образованное от глагола «захаба», что значит «идти, идти по какому-либо пути». Таким образом, мазхаб – это путь, которым следует правовед – факих или ученый муж - ´алим, решая поставленные перед ним задачи. Каждый ученый богослов должен обладать определенными знаниями – хорошо знать язык, хадисы, историю и.т.д. Ему надлежит уметь ясно формулировать свое мнение, четко определять свои взгляды, чтобы, в конце концов, найти верное решение. У каждого ученого, кроме того, есть ученики, сами владеющие многими предметами и помогающие своему наставнику в его работе. Так учитель с учениками разрабатывают свой мазхаб. Иногда они могут приходить к различным выводам, однако все исходят из одних и тех же четко установленных правил.

Каждый мазхаб носит имя лишь своего основателя. Так, ханафитский мазхаб назван по имени (Абу Ханифы) (да будет доволен им Аллах!), несмотря на то, что у этого учителя было много талантливых и одаренных учеников, таких как Абу Йусуф, Мухаммад, Зуфар и другие.

Первые мазхабы начали формироваться в I в. х., когда появились люди, усвоившие многие взгляды сподвижников Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!). Они собирались и обсуждали то, что было им известно, обменивались мнениями, спорили, формулируя общие положения. Эти люди обогащали мир знаний и со временем стали великими учеными. Но каждый из них шел своим путем. Отсюда и появились различия, и так возникли различные мазхабы.

Абу Ханифа

Ал-А´замийа

В столице Ирака, названной ее основателем, ´аббасидским халифом Абу Джа´фаром ал-Мансуром, Дар ас-салам – Город мира, в районе, называемом ал-А´замийа – Величие, находится могила имама Абу Ханифы (да будет доволен им Аллах!), которого считали величайшим имамом мусульман, и получил свое название этот район.

Полное имя Абу Ханифы: Абу Ханифа ан-Ну´ман ибн Сабит ибн Зута ал-Фараси. Согласно наиболее достоверным сообщениям, родился он в 80 г.х. (699 г.) В городе Куфа в Ираке.

Итак, Абу Ханифа (да будет доволен им Аллах!) родом был не араб, а перс, принадлежавший к семье племени Тайми. Однако это ни как не повлияло на характер великого ученого; ничего унизительного в такой родословной он не видел, несмотря на то, что в эту эпоху арабское происхождение часто служило поводом для пустой и ничем не заслуженной гордости.

Рассказывают, что некий мужчина племени тайм, желая унизить Абу Ханифу, сказал ему как-то раз: «Ты наш маула» (то есть вольноотпущенник; маула читались людьми «второго сорта»). На что Абу Ханифа (да будет доволен им Аллах!) ответил так: со словами Священного Корана: «Истинно самый благородный из вас – самый набожный». Тому же учил нас и Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует!): «Моя семья – каждый набожный и благочестивый человек».

Юность

Отец Абу Ханифы, Сабит, поселился в Куфе. Куфа являлась одним из самых больших городов Ирака. Багдад еще не был основан.

Куфа привлекала к себе ученых со всех уголков мусульманского мира, здесь жили знатные военачальники и вожди племен, переселившихся в Ирак из Хиджаза и других частей Аравийского полуострова.

Сам Сабит принадлежал к знатному иранскому роду – отец его Зута, тот, что оказался захвачен в плен арабами, был небезызвестным человеком, по роду занятий – купцом; в этом Сабит шел по стопам своего отца. Дело его процветало, семья жила в достатке и благоденствии.

Надо сказать, что родной город Абу Ханифы, город, где он появился на свет, наложил особый отпечаток на личность героя нашего повествования.

Абу Ханифа (да будет доволен им Аллах!) родился в мусульманской семье, и ислам был его единственной верой. Рассказывают, что отец Абу Ханифы был глубоко религиозным человеком; живительные соки веры питали его душу, проникая в самое сердце; свою веру он передал и сыну, мальчику смышленому, разумному, способному и восприимчивому.

Еще до рождения Абу Ханифы семья Сабита славилась своим благочестием. Некоторые из историков сообщают, что этот уважаемый человек встречался в Куфе с ´Али, общался с ним и сопровождал его. Есть предание, что однажды ´Али даже лично наградил Сабита. Рассказывают также, что ´Али благословил Сабита и все его потомство.

Как и отец, Абу Ханифа (да будет доволен им Аллах!) готовился стать купцом, избрав торговлю источником средств к существованию. Вместе со своим отцом он ходил в лавку, учился договариваться с продавцами и покупателями, в общем, постигал тонкости и премудрости купеческого ремесла, набираясь опыта и новых знаний и немало преуспев в этом начинании. Сабит в основном занимался торговлей шелковыми тканями, одеждой и всем, что с этим связано. По-арабски торговец тканями называется баззаз, и Абу Ханифу частенько называли не по имени, а по его ремеслу, Абу Ханифа ал-Баззаз.

Особый культурный климат Куфы, сделавший этот город знаменитым, не мог не повлиять на Абу Ханифу ( да будет доволен им Аллах!). Он принимал участие в научных диспутах, обсуждениях и спорах, проходивших в мечетях, кружках ученых или даже прямо на улице.

Абу Ханифа и Коран

Абу Ханифа (да будет доволен им Аллах!) Знал Коран наизусть. Как тогда, так и сегодня, это было и остается долгом каждого ученого и даже просто верующего человека. И хотя первоначально Абу Ханифа ан - Ну´ман ибн Сабит не стремился стать ученым богословом и большую часть времени посвящал торговле, был он глубоко верующим человеком, выросшим в религиозной семье, а потому прекрасное знание Корана было для него чем-то само собой разумеющимся.

Прославился же он тем, что часто читал Коран вслух. Рассказывают, что в священный месяц рамадан он читал его до шестидесяти раз.

Чтению Корана он учился у имама ´Асима, одного из «семи чтецов».

Между торговлей и наукой

Абу Ханифа (да будет доволен им Аллах!) сам рассказывает нам о том, как он обратился к наукам.

Однажды я увидел на улице аш-Ша´би; он позвал меня к себе и спросил, куда я направляюсь? Я ответил, что иду на рынок. «Но что тебе до рынка? – воскликнул аш-Ша´би. – Иди к ученым». – Я сказал: «Я редко хожу к ученым». - «Не будь таким беспечным, я вижу в тебе живой ум и бодрость, ты должен обратиться к наукам и войти в круг ученых». Эти слова попали мне в самое сердце. Я решил не идти на рынок, но направился к ученым мужам, и Бог вознаградил меня за такой выбор.

Человеком, своим советом изменившим жизнь Абу Ханифы, был ´Амир аш-Ша´би, один из выдающихся последователей Пророка (да благословит его Аллах и да приветствует!). В эту эпоху вообще весь Ирак был центром наук и искусств, особенно были известны города Куфа и Басра. Почему это было так? И отчего аш-Ша´би так высоко оценил способности Абу Ханифы?

С самых древних времен в Ираке сосуществовало множество религий и вероучений, в этой стране бок о бок жили греческие философы и хранители персидской мудрости, последователи самых разнообразных христианских мировоззрений.

После мусульманских завоеваний местное население здесь потеснили новые народы, и старые противоречия и политические споры вспыхнули с новой силой. О себе заявили ши´иты, хариджиты, му´тазилиты и другие.

Весь Ирак стал огромной ареной, где кипели жаркие, и в том числе научные, споры, и конечно такой даровитый и талантливый человек, как Абу Ханифа (да будет доволен им Аллах!), не мог и не должен был оставаться в стороне.

В расцвете своей молодости впервые он стал принимать участие в ученых дискуссиях, иногда подвергая сомнению даже мнения известных ученых. Однако Абу Ханифа не придерживался каких-либо строго определенных взглядов. И главным его занятием продолжала оставаться торговля; основное внимание он уделял своему ремеслу, которое унаследовал от отца, а тот – от деда.

Многие ученые, отмечавшие живой ум и сообразительность Абу Ханифы (да будет доволен им Аллах!), ясность и особый научный склад его суждений, не хотели, чтобы молодой человек растрачивал свои дарования на подсчет динаров и дирхамов, а посвятил себя наукам. Среди этих ученых, как мы видим, был и ´Амир аш-Ша´би.

И вот, в конце концов, Абу Ханифа (да будет доволен им Аллах!) решил свои способности и дарования направить на приобретение знаний; однако не забывал он и о купеческом ремесле, дававшем ему средства к существованию.

Много времени проводил Абу Ханифа с учеными, на рынке появляясь лишь изредка; у него уже была своя лавка, и он поручил ее своему другу, во всем ему помогавшему и поддерживавшему его. И хотя Абу Ханифа внимательно следил за ходом торговли, но сам в ней участия уже не принимал.

Знание

В те дни ученые мужи в основном занимались тремя главными вопросами. Они изучали основы вероучения (это привлекало большинство из них), Обсуждали хадисы Пророка (да благословит его Аллах и да приветствует!), определяли правовые нормы согласно Корану и Сунне, издавали фатвы о том, что не нашло отрожения в этих двух источниках права.

Что же более всего привлекало внимание Абу Ханифы? Его друг Абу Йусуф рассказывал, что когда однажды Абу Ханифу спросили, почему он решил заняться именно правоведением, тот ответил вот как.

Меня направил к этому Бог, да будет славен Он, как это подобает величию Его. Когда я захотел заняться науками, я стал представлять их по очереди, размышляя об их задачах и пользе.

Сначала я решил изучать калам, грамматику и адаб – назидательную литературу, обучать этому юношей.

Размышлял я и об изучении науки чтения Корана; в этом деле, то у меня появятся ученики.

Захотел изучать хадисы.

И обратился к правовым наукам. И чем больше я думал об этой науке, тем более интересной и полезной казалась она мне, я не находил в ней никакого изъяна.

Я стал посещать встречи ученых и правоведов, знаменитых шейхов, перенимал их манеры. Я понял, что истинное поклонение Богу, исполнение Его заветов возможно лишь благодаря знанию, только знание открывает нам этот мир и мир будущей жизни.

Тот, кто хочет познать мир, - должен обладать большими и глубокими познаниями; тот, кто хочет поклоняться Богу, - должен обладать знанием, глубоким пониманием и поступать в соответствии с ними.

После этих слов становится понятно, как относился Абу Ханифа (да будет доволен им Аллах!) к различным наукам и почему он избрал для себя изучение именно фикха, или правовых наук. Великий ученый впитал все лучшее, что было в мусульманской культуре той эпохи; одинаково хорошо владел основами разных наук. Он наизусть выучил Коран по чтению 'Асима; собрал большое количество хадисов; знал грамматику и поэзию; мог на равных поспорить со многими знатоками богословия, обсуждая вопросы веры. Живя в Куфе, Абу Ханифа частенько ездил в Басру, чтобы повстречаться жившими там учеными; иногда по долгу задерживаясь в этом городе.

Итак, свой выбор Абу Ханифа (да будет доволен им Аллах!) окончательно остановил на фикхе.

Учитель

О том, каковы были первые шаги Абу Ханифы в науке, мы знаем из рассказа самого великого ученого.

Абу Ханифа сразу же понял, что сначала должен учиться не у одного ученого, но нескольких, целиком посвятив себя науке; затем же ему следовало избрать лучшего из факихов, который бы завершил его образование и советов которого он всегда должен был бы слушаться.

Таким наставником Абу Ханифы стал один из выдающихся ученых того времени Хаммад ибн Аби Сулайман. Именно он обучал Абу Ханифу фикху. Абу Ханифа не расставался с Хаммадом до самой смерти учителя. Абу Ханифе было двадцать два года, когда он впервые встретился с Хаммадом; вместе им было суждено провести восемнадцать лет, в течение которых их отношения ни разу не омрачились, ни ссорами, ни спорами.

Абу Ханифа (да будет доволен им Аллах!) был способным и прилежным учеником, с легкостью усваивал новые знания, грамотно анализировал новые задачи, выносил верные решения по вопросам права. Он даже стал задумываться о том, чтобы оставить Хаммада и самому стать учителем и составить свой кружок. Вскоре, правда, Абу Ханифа отказался от этой мысли. Вот как он сам рассказывает об этом.

К тому времени я уже десять лет учился у Хаммада, и захотелось обрести мне свободу, я собирался оставить Хаммада и собрать свой собственный кружок. И вот однажды вечером я вышел из дому, набравшись смелости объявить о своем решении, но только войдя в мечеть я понял, что не могу покинуть его. Я вошел и сел среди учеников. В тот вечер Хаммад получил известие о том, что один из его родственников, живущих в Басре, скончался; после него осталось имущество, и Хаммад был единственным наследником. Он должен был уехать в Басру и сказал мне, чтобы я занял его место. Как только учитель уехал, мне сразу же стали задавать вопросы, подобные которым я никогда не слышал, я отвечал на них и записывал свои ответы. Через некоторое время вернулся из своего путешествия Хаммад. Я показал ему все вопросы - их было около шестидесяти – и свои ответы. Хаммад согласился со мной лишь в сорока случаях. Остальные же двадцать ответов он счел неправильными. И тогда я поклялся, что не покину своего учителя до конца; и я был с ним до его последнего дня.

Теперь, дорогой друг, ты видишь, как хотелось Абу Ханифе стать самостоятельным ученым, когда он решил, что уже обладает достаточными знаниями, и что из этого вышло. Ибо действительно, для каждого ученика самым важным, но и самым опасным моментом является расставание со своим учителем. Абу Ханифа как-то сказал: «Тот, кто считает, что он сведущ в чем-то, на самом деле есть невежда».

Каждый из тех, кто учится, должен помнить о том уроке, который судьба преподнесла Абу Ханифе. Целых двадцать раз допустил он ошибку и в смущении вновь стал простым учеником, уже более не пытаясь расстаться с наставником.

Конечно же, нужно помнить, что, преклоняясь перед Хаммадом, Абу Ханифа (да будет доволен им Аллах!) посещал кружки и других ученых, как в Куфе, так и других городах, учась и у них, оттачивая свои навыки и мастерство. Абу Ханифа находился в постоянном движении, поставив своей целью увеличивать знания.

Особенно он стремился, как можно чаще встречаться с последователями Пророка (да благословит его Аллах и да приветствует!).

Абу Ханифа говорил: «Я перенимал правовые знания у 'Умара, 'Али, 'Абд Аллаха ибн Мас'уда, Ибн 'Аббаса через тех, кто знал их».

Ученик

У Хаммада было много учеников, но самым талантливым из них был, без сомнения, Абу Ханифа. Он был достойной сменой своему наставнику. Когда Хаммад скончался, Абу Ханифа (да будет доволен им Аллах!) занял его место в одной из мечетей города Куфа. Он разбирал сложные юридические вопросы и дела, выносил решения по многим важным вопросам. Именно в этот период особенно ярко проявились блестящие дарования ученого. И именно тогда им были определены правовые нормы, составившие основу ханафитского мазхаба.

Торговля

Абу Ханифа был торговцем, унаследовавшим это занятие от отца и деда.

Обратившись по совету аш-Ша'би к изучению наук, Абу Ханифа передал все дела одному из своих друзей. Впрочем, это не значило, что он полностью оставил торговлю. Сообразно своим целям Абу Ханифа распределял свое время между работой и наукой, уделяя каждому из занятий должное внимание, следуя в этом словам Пророка, Учителю мудрецов Мухаммаду ибн 'Абд Аллаху (да благословит его Аллах и да приветствует!):

Лучшее богатство – то, которое честно заработано.

Тот, кто устает к вечеру от работы, к вечеру будет прощен.

Много сделав для науки, немалых успехов добился Абу Ханифа (да будет доволен им Аллах!) и в торговле. А знаком достижения в торговле является не накопленное богатство, но добрая слава, честное имя и доверие людей. И обрести все это Абу Ханифе позволили четыре качества, которыми он обладал. Люди отмечали его щедрость, великодушие, честность и набожность. Вот несколько забавных рассказов об Абу Ханифе, сохраненных для нас преданием, которые помогут нам понять, каким был этот человек в жизни.

Однажды в лавку Абу Ханифы пришла некая женщина, желавшая продать шелковое платье. Она просила за нее сто серебряных дирхамов. Осмотрев платье, Абу Ханифа сказал, что готов купить его дороже. Тогда женщина сначала увеличила цену вдвое, а затем еще вдвое. Абу Ханифа и теперь сказал, что платье стоит дороже. Женщина, в конце концов, решила, что над ней просто смеются. Тогда Абу Ханифа попросил ее позвать в лавку какого-нибудь прохожего. И первый же человек, увидевший это платье, заплатил за него пятьсот серебряных дирхамов.

Как-то Абу Ханифе в течение нескольких дней приходила женщина, которая хотела купить одно платье, но у нее не было средств. Когда Абу Ханифа спросил с нее четыре серебряных дирхама, женщина не поверила. Тогда Абу Ханифа объяснил: «Я купил два одинаковых платья; одно из них я уже продал, возместив все издержки. И теперь это оставшееся платье стоит лишь четыре дирхама».

Рассказывают, что однажды Абу Ханифа послал своего друга Хафса б ''ар-Рахмана продавать на рынке одежду, сказав, что одно из платьев имеет изъян, и попросив указать на него при продаже. Хафс продал всю одежду, забыв о том, что наказал ему Абу Ханифа. Когда же Абу Ханифа узнал об этом, то вернул человеку, купившему испорченное платье, все деньги.

Облик и знание

Каждый эпизод жизни Абу Ханифы (да будет доволен им Аллах!) есть урок, урок и назидание для всех верующих мусульман. Но вот о чем хотелось бы рассказать сейчас. Многие думают, что по-настоящему благочестивыми могут быть только дервиши, однако разодранная одежда, босые и истертые в кровь ноги, безумный облик сами по себе ни как не связаны с верой в Бога.

Что же говорил об этом Абу Ханифа?

Известно, что он очень внимательно относился к своему внешнему виду, тщательно подбирал свою внешнюю одежду и следил за ней. Говорят, что платье его стоило не меньше тридцати золотых динаров. Абу Ханифа (да будет доволен им Аллах!) был аккуратен и пользовался благовониями. Друг и ученик ученного Абу Йусуф говорил, что никогда не видел своего наставника в рваных сандалиях.

Рассказывают, что как-то один из учеников пришел к Абу Ханифе в рваном платье. Когда занятия окончились, Абу Ханифа попросил ученика задержаться. Все разошлись, и они остались вдвоем. Абу Ханифа сказал:

Подними молитвенный коврик и возьми себе то, что найдешь там.

Ученик сделал так, как ему велели, и увидел под ковриком тысячу дирхамов.

Возьми эти деньги и приведи себя в порядок, продолжал Абу Ханифа.

Я богат, ибо чувствую милость Бога. Мне не нужны деньги, – возразил ученик.

Тогда Абу Ханифа напомнил несговорчивому молодому человеку слова Пророка (да благословит его Аллах и да приветствует!): «Бог любит видеть след милости своей на рабах своих».

Рассказывают также, что Абу Ханифа из года в год откладывал деньги, на которые затем покупал одежду, еду и все необходимое для сборщиков хадисов и шейхов. Оставшиеся же после этого динары и дирхамы он раздавал нуждающимся, говоря: «Потратьте их с пользой для себя и благодарите лишь Бога за эту милость, ибо я даю вам не из своих богатств, но из тех, что даровал мне Бог».

Меж двух эпох

Абу Ханифа (да будет доволен им Аллах!) прожил семьдесят лет: родился в 80 г. х. и скончался в 150 г. х. Он был современником последних халифов из династии Умаййадов и первых халифов из династии 'Аббасидов. Когда он родился, Умаййады еще прочно держались у власти, но позднее он видел их крах и падение; на глазах Абу Ханифы возник 'Аббасидский халифат.

Такой образованный и влиятельный человек, каким был Абу Ханифа (да будет доволен им Аллах!), конечно же не мог оставаться в стороне от происходивших событий, великих перемен; и более того, он просто не мог не принимать в них участия. Это было бы неразумно, ибо он имел реальную возможность влиять на ход истории, подвергаясь, в свою очередь, влиянию того, что происходило вокруг.

Каждый, кто изучает ту эпоху, легко может понять, что это был один из ключевых моментов истории, но, даже живя в то неспокойное время, Абу Ханифа продолжал стремиться к истинному знанию, сохраняя свои убеждения и оберегая свою веру.

Испытания

Наместником Умаййадов в Куфе был Йазид ибн 'Амр ибн Хубайра. Он знал о том, что Абу Ханифа поддерживал семью 'Али.

Историки рассказывают о событиях тех лет следующее.

В годы правления Умаййадов наместником в Куфе был Ибн Хубайра. Когда волнения в Ираке закончились, все факихи Ирака собрались у Ибн Хубайра; среди них был и Ибн Абу Лайла, Ибн Шабрама, Дауд ибн Аби Хинд. Каждый из них получил новую почетную должность.

Ибн Хубайра послал и за Абу Ханифой, которого хотел сделать хранителем печати наместника, чтобы тот лично заверял все документы и следил за расходованием казны.

Однако Абу Ханифа (да будет доволен им Аллах!) отказался принять предложение наместника. И тогда Ибн Хубайра поклялся, что накажет строптивого ученого, если тот не передумает. Факихи Ибн Аби Лайла, Ибн. Шабрама, Дауд ибн Аби Хинд собрались у Абу Ханифы (да будет доволен им Аллах!).

- Богом молим тебя, не губи себя. Мы твои братья, и всем нам мерзко это, но едва ли мы можем избежать этого, - говорили они, пытаясь убедить Абу Ханифу согласиться занять новую должность хотя бы из жалости к себе. Факихи опасались, что Ибн Хубайра исполнит свои угрозы.

Но ведь имам и факих должен быть примером для всех людей! И Абу Ханифа отвечал так:

- Да я не стал бы молиться с ним в одной мечети, а он хочет, чтобы я ставил печать на то, что он напишет своей рукой, испачканной в крови злодейски убитых людей. Никогда не бывать этому!

Услышав такой ответ, Ибн Аби Лайла, самый старший из факихов, сказал Абу Ханифе:

- Правы те, кто считают так, как ты; остальные же заблуждаются. Все мы согрешили, кто из страха, кто, желая разбогатеть.

Стойкость

По приказу Ибн Хубайры Абу Ханифа (да будет доволен им Аллах!) был взят под стражу и брошен в тюрьму. Его пытали, стараясь сломить волю и заставить смириться; жестоко избивали, он часто терял сознание, но так и не сказал «да», ни разу не позвал никого на помощь, но оставался верен своему слову, был неколебим, как высокая скала. В конце концов палач, пытавший Абу Ханифу, пришел к Ибн Хубайре и сказал:

- Этот человек уже почти мертв, если мы сейчас не остановимся, то он покинет этот мир.

Ибн Хубайра воскликнул:

- Ты что, хочешь, чтобы я нарушил свою клятву, не сдержал данное слово? Продолжай же! Вырви у него согласие!

Палач вернулся к Абу Ханифе и передал ему слова Ибн Хубайры.

Выслушав все, Абу Ханифа (да будет доволен им Аллах!) с прежней решительностью сказал:

- Я не стал бы с ним даже молиться в одной мечети. Палач вновь направился к наместнику. Ибн Хубайра смутился, не зная, как поступить, а затем сказал:

- Передай этому несчастному, что мы даем ему отсрочку, пусть он подумает еще!

В священных городах

Вскоре Ибн Хубайра приказал отпустить Абу Ханифу. Истощенный и лишенный сил ученый покинул тюремные застенки.

Абу Ханифа (да будет доволен им Аллах!) решил отправиться в Мекку и поселиться там. Это произошло в 130 г. х. Там Абу Ханифа жил до тех пор, пока к власти не пришли Аббасиды. Только тогда ученый вернулся в Куфу; уже в годы правления Абу Джафара ал-Мансура.

Было бы неправдой сказать, что Абу Ханифа (да будет доволен им Аллах!) несколько лет безвыездно прожил в Мекке. Когда ему представлялась возможность, он ненадолго посещал город своего детства, своей юности.

Известие о приходе к власти людей из рода Пророка (да благословит его Аллах и да приветствует!) Абу Ханифа (да будет доволен им Аллах!) встретил с нескрываемой радостью, ведь именно их он всегда считал законными правителями.

Первым халифом в 132 г. х. стал Абу-л-Аббас ас-Саффах. Рассказывают, что когда ас-Саффах прибыл в Куфу, то случайно застал там Абу Ханифу. К тому моменту Ибн Хубайра уже давно перестал быть наместником.

Абу-л-Аббас собрал всех ученых, обратившись к ним со словами:

Бог даровал вам милость, даровал вам истинного имама. Вы, ученые, благороднейшие из мужей, будете облагодетельствованы, будете иметь все, что пожелаете. Присягните же истинному имаму, и тогда всегда будет у него оправдание для вас. Если же не присягнете, то не найдется у него для вас оправдания.

Услышав эти слова, все посмотрели на Абу Ханифу (да будет доволен им Аллах!), словно ища у него поддержки. Люди хотели знать, что скажет мудрый и справедливый ученый. И вот каковы были его слова:

- Поступайте так, как велит вам сердце. Я говорю о себе и о вас.

И ответили люди:

- Это нам по душе.

Тогда Абу Ханифа поднялся и сказал:

- Слава Богу, который возвысил истинного имама из рода Пророка (да благословит его Аллах и да приветствует!) и избавил нас от несправедливого гнета. Вот присягаем тебе и будем верны тебе до срока, и да сохранит Бог власть в руках потомков дома Пророка (да благословит его Аллах и да приветствует!).

В ответ на эти изысканные речи Абу-л-Аббас произнес:

- Ты лучший из ученых, люди не зря отличали тебя. Ты достиг совершенства в красноречии.